©2018 Учебные документы
Рады что Вы стали частью нашего образовательного сообщества.

1.10 Иррационалистический тип философствования XIX века - Практикум по философии: учебное пособие к курсу «Философия»...

1.10 Иррационалистический

тип философствования XIX века

Задание №1. Ответьте на вопросы

1. Почему А. Шопенгауэра считают основателем современного европейского иррационализма?

2. Почему А. Шопенгауэр усомнился в разумности мира?

3. Против каких принципов морали выступил Ф. Ницше?

4. Можно ли считать сверхчеловеком, по Ницше, – Бетховена, Наполеона, Гете?

5*. Почему Ницше считал демократию причиной «нивелирования» индивидуальности?



  1. За что Ницше критиковал христиан?

  2. В чем смысл суждений Ницше: «Бог умер», «Добро и зло – все это предрассудки Бога».
Задание №2. Решите упражнение 1. Какие принципы «философии жизни» нашли отражение в этом рассуждение А. Шопенгауэра? В чем состоит проблема познания по его мнению?

«Обыкновенный человек, этот фабричный товар природы, какой она ежедневно производит тысячами, как я уже сказал, совершенно не способен, по крайней мере на продолжительное и в полном смысле незаинтересованное наблюдение, что составляет истинную созерцательность: он может направлять свое внимание на вещи лишь постольку, поскольку они имеют какое-нибудь, хотя бы и очень косвенное, отношение к его воле. Так как для этого требуется только познание отношений и достаточно абстрактного понятия вещи (а по большей части оно даже пригоднее всего), то обыкновенный человек не останавливается долго на чистом созерцании, не пригвождает надолго своего взора к одному предмету, а для всего, что ему встречается, ищет поскорее понятия, под которое можно было бы это подвести, как ленивый ищет стула, и затем предмет его уже больше не интересует. Вот почему он так скоро исчерпывает все: произведения искусства, прекрасные создания природы и везде многозначительное зрелище жизни во всех ее сценах. Но ему некогда останавливаться: только своей дороги в жизни ищет он, в крайнем случае еще и всего того, что может когда-нибудь сделаться его дорогой, т.е. топографических заметок в широком смысле этого слова; на созерцание же самой жизни, как таковой, он не теряет времени. Наоборот, гений, чья познавательная сила в своем избытке на некоторое время освобождается от служения его воле, останавливается на созерцании самой жизни, стремится в каждой вещи постигнуть её идею, а не её отношения к другим вещам: вот почему он часто не обращает внимания на свой собственный жизненный путь и потому в большинстве случаев проходит его довольно неискусно.

Понятие отвлеченно, дискурсивно, внутри своей сферы совершенно неопределенно, определенно только в своих границах, доступно и понятно для каждого, кто только обладает разумом, может быть передаваемо словами без дальнейшего посредничества, вполне исчерпывается своим определением. Напротив, идея, которую можно, пожалуй, определить как адекватную представительницу понятия, всецело наглядна и, хотя заступает место бесконечного множества отдельных вещей, безусловно определенна: никогда не познается она индивидуумом, как таковым, а только тем, кто над всяким хотением и всякой индивидуальностью поднялся до чистого субъекта познания: таким образом, она доступна только гению и затем тому, кто в подъеме своей чистой познавательной силы, вызываемом большей частью созданиями гения, сам обрел гениальное настроение духа; поэтому она передаваема не всецело, а лишь условно, ибо постигнутая и в художественном творении воспроизведенная идея действует на каждого только в соответствии c его собственным интеллектуальным достоинством, – вот отчего именно самые прекрасные творения каждого искусства, благороднейшие создания гения для тупого большинства людей навеки остаются книгой за семью печатями и недоступны для него, отделенного от них глубокой пропастью, как недоступно для черни общение c королями.

Музыка. Она стоит совершенно особняком от всех других. Мы не видим в ней подражания, воспроизведения какой-либо идеи существ нашего мира; и тем не менее она такое великое и прекрасное искусство, так могуче действует на душу человека и в ней так полно и глубоко им понимается в качестве всеобщего языка, который своею внятностью превосходит даже язык наглядного мира, что мы, несомненно, должны видеть в ней нечто большее, чем exercitium arithmeticae occuitum nescientis se numerare ani-mi, как определил ее Лейбниц.

Мы должны приписать ей гораздо более серьезное и глубокое значение: оно касается внутренней сущности мира и нашего Я, и в этом смысле численные сочетания, на которые может быть сведена музыка, представляют собой не обозначаемое, а только знак. Что она должна относиться к миру в известной мере как изображение к изображаемому, как снимок к оригиналу, это мы можем заключить по аналогии c прочими искусствами, которым всем свойствен этот признак и c действием которых на нас действие музыки однородно, но только более сильно и быстро, более неизбежно и неотразимо. И ее воспроизведение мира должно быть очень интимным, бесконечно верным и метким, ибо всякий мгновенно понимает ее».

(Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 691-693).


2. Философия иррационализма - это разрыв с классической философией и классическим способом мышления. Против каких положений классической философии и мировоззрения выступает Ницше?

«Три заблуждения. Всемерное поощрение науки, характерное для последних столетий, объяснялось отчасти тем, что при её посредстве люди надеялись более всего приблизиться к пониманию доброты и мудрости божией, - основной мотив, звучавший в душе великих англичан (таких, как, например, Ньютон), - отчасти же это обуславливалось верой в абсолютную пользу познания, а точнее – верой в то, что между моралью, знанием и счастьем существует неразрывная связь – основной мотив, звучавший в душе великих французов (таких, как, например, Вольтер), - в какой-то мере это объяснялось и тем, что в науке видели воплощение самоотверженности, безобидности, самодостаточности, истинной невинности, и оттого считали её достойной любви, наука казалась далекой от дурных инстинктов человека – основной мотив, звучавший в душе Спинозы, который в сфере познания чувствовал себя равным Богу, - вот три причины – три заблуждения».

(Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С.306)
Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его: 1. Представители иррационализма:

А) Ницше


Б) Шопенгауэр

В) Поппер

Г) Кьеркегор 2. Волю главным принципом жизни считали:

А) Ницше


Б) Шопенгауэр

В) Поппер

Г) Кьеркегор 3. Автор концепции о сверхчеловеке  ….…. 4. Шопенгауэр предлагал «погасить…..», отказаться от соблазнов. 5. Преемниками идей иррационализма считают:

А) З. Фрейда

Б) К. Юнга

В) К. Поппера

Г) В. Соловьева 6. Против христианства выступал философ – иррационалист - …. 7. Переворот от классической философии к неклассической связан с философами:

А) Шопенгауэр

Б) Ницше

В) Маркс


Г) Кьеркегор 8. По Ницше «человеку массы» противостоит» ….. 9. Идеал Ницше отличают гармония и синтез двух начал:

А) диони­сийского

Б) демонического

В) аполлоновского

Г) сократовского 10. Шопенгауэр полагал, что поступки людей продиктованы:

А) разумом

Б) инстинктом

В) волей


Г) желаниями
1.11 Сциентистский тип философствования
?


3-4--osobennosti.html

3-4--perifericheskaya.html

3-4--pervij-zapusk--.html

3-4--podderzhka-nauchnih.html

3-4--potencial-osnovnih.html